Трагедия в дельфинарии Джубги: кто ответит за смерть электрика
В редакцию «Альфа news» обратилась жена погибшего в дельфинарии Джубги электрика Валерия Матюшенко. Загадочная история с виноватыми в этой трагедии тянется с 2019 года. А между тем оставшаяся вдовой Виктория на учительскую зарплату пытается выжить вместе с несовершеннолетней дочерью. В противоречии следственных органов попытался разобраться наш корреспондент.
Валерий Матюшенко работал в дельфинарии в курортном поселке Джубга (Краснодарский край) с 2014 года на протяжении более пяти лет. В июле 2019-го его жизнь трагически оборвалась во время исполнения трудовых обязанностей – замены светового оборудования на территории дельфинария. Он погиб от удара тока.
Расследование трудовой инспекции совместно с Ростехнадзором обнажило множественные несоответствия в работе дельфинария, часть из которых могли стать причиной гибели Валерия Матюшенко. В частности, установлена неисправность электрических систем, которые не обслуживались дельфинарием длительное время, из-за чего произошло короткое замыкание. Эти факты внесли предельную ясность в произошедшем. Но затем работа следственных органов по этому делу из месяца в месяц порождала все больше вопросов.
Почему следствие не торопится поставить точку в трагедии семьи Матюшенко и есть ли вина руководства дельфинария, нам рассказала представитель вдовы погибшего, юрист Мария Григорянц.
- В момент гибели Валерия Матюшенко напряжение пошло на корпус светильника, чего не должно было произойти, если бы электросети были исправны. При этом работнику не были выданы средства защиты, а также средства индивидуальной защиты, которые, возможно, спасли ему жизнь. Он не был обучен не только по охране труда, но и требованиям электробезопасности. За пять лет работодателем ему не была присвоена группа допуска по электробезопасности, не проводилась спецоценка условий труда, - отмечает Мария. – Более того, Валерию Матюшенко была предоставлена для работы с электрикой во влажном помещении дельфинария металлическая лестница, что недопустимо по закону, через которую его и поразил электрический ток. Все это в совокупности послужило причиной трагедии. Уголовное дело по факту гибели Матюшенко Валерия возбудили только спустя год и 2 месяца, после того, как об этой истории рассказали краевые и федеральные СМИ, которые сейчас следят за развитием событий. По сегодняшний день уголовное дело не окончено. В ноябре 2020 года следственный комитет Туапсе назначил три дополнительные экспертизы в рамках уголовного дела, однако об их окончании и результатах у нас также информации нет. Следственный комитет как и прежде молчит.
До февраля 2020 года, со слов Марии, она совместно со своей подопечной Викторией получали в следственном комитете ответ о том, что расследование еще не окончено. Спустя пять месяцев после череды обращений в высшие инстанции стало известно, что в возбуждении уголовного дела отказано, а в гибели Матюшенко виноват якобы сам, поскольку он не должен был чинить светильники на потолке, хотя эту и иную аналогичную работу он выполнял в дельфинарии на протяжении более пяти лет.
После этого пострадавшая сторона с поддержкой общественников подготовили соответствующую петицию. Это привлекло внимание журналистов и только тогда следственный комитет возбудил уголовное дело, однако не по факту нарушения норм безопасности, а по другой более «мягкой» статье УК РФ №109 «Причинение смерти по неосторожности».
- Мы полагаем, что это сделано для того, чтобы затянуть расследование и прекратить его полностью в июле 2021 года, так как к этом сроку истечет двухгодичный срок давности для привлечения виновных к ответственности, - говорит Мария. - Если бы уголовное дело возбудили по статье 143 УК РФ, как и следовало, действовал бы другой более длительный срок для расследования и установления виновных лиц.
Виктория Матюшенко также пыталась достигнуть договоренности о возмещении морального вреда с администрацией дельфинария, однако администрация дельфинария не пожелала встретиться ни с ней, ни с её представителями. Было лишь озвучено предложение выплачивать Виктории около 10 тысяч рублей ежемесячно до достижения ее ребенком возраста 18 лет. Однако, предполагая возможность преднамеренного банкротства ИП Миняева Максима Александровича, владельца дельфинария, Виктория не согласилась на такие условия. В единовременной выплате возмещения морального вреда ей также было отказано.
Также, со слов Марии, сотрудники дельфинария лично заявили Виктории, что она ничего не добьется в поиске виновных и не получит никаких компенсаций морального вреда, так как у них «уже всё решено и всё схвачено». Виктория Матюшенко подала иск в гражданский суд в надежде получить компенсацию в размере сначала шести, а затем четырех миллионов рублей. Ведь после смерти супруга у неё осталась несовершеннолетняя дочь и разрушенная жизнь.
В рамках рассмотрения дела в суде в апреле этого года стали известны еще более шокирующие факты: по результатам почерковедческой экспертизы подписи погибшего в немногочисленной документации дельфинария были сфальсифицированы.
Подделка документов – это еще одна уголовная статья. - отмечает Мария.
Ситуацию также прокомментировал кубанский адвокат, кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России Сергей Меликов.
- Я изучил представленные документы и аудиозапись. Согласно им, полагаю, действия руководителя дельфинария должны быть сотрудниками следственного комитета Туапсе квалифицированы по ч.2 ст.143 УК РФ, а в части фальсификации подписи по ч. 1 и ч.2 ст.303 УК РФ. Помимо этого данный факт, очевидно, свидетельствует о совершаемых действиях вышеуказанного должного лица, направленных на сокрытие следов преступления с целью избежание наказания, что, согласно п.3 ч.1 ст.97 УПК РФ, является основанием для избрания наиболее строгой меры пресечения в виде заключения под стражу, - отметил он.
За прояснением происходящего корреспондент «Альфа news» обратился в следственный комитет Краснодарского края. Ответ мы не получили, инфрмация будет дополняться.
Руководство дельфинария отказалось от комментариев.
Последние месяцы работы в дельфинарии для Валерия были особенно нелегкими. По словам его семьи, он работал и за электрика, и за кладовщика, и за водителя, плотника, разнорабочего.
- Валерий Матюшенко работал по шесть и семь дней в неделю с 8 утра до 9 вечера. Аудиозаписи разговоров погибшего, сохранившееся в его телефоне, это подтверждают. Однако следственный комитет Туапсе по сей день не желает их изучить, несмотря на то, что уже дважды аудиозаписи туда предоставляли на диске. Расследование данного дела практически не двигается. С момента гибели прошло уже почти 2 года, а виновные лица даже не установлены. Почему руководство дельфинария не приобретало средства индивидуальной защиты и средства защиты от удара электрическим током на протяжении 5 лет, не приобрело безопасный инвентарь и не обслуживало всё это время электросистемы? Почему они не готовы были выплачивать вдове даже зарплату погибшего? Не хотели компенсировать расходы на похороны и даже не посчитали нужным встретиться с семьей погибшего, поговорить, принести извинения, возместить моральный вред? Я объясню. Случившаяся трагедия говорит, на мой взгляд, об экономии руководителей на персонале дельфинария. По этой причине данный дельфинарий работает со множеством нарушений. Это подтверждается официальным документом - заключением инспекции по труду и Ростехнадзора. Там куда не ткни - везде нарушения: отсутствие медосмотров у персонала, отсутствие безопасных условий труда, нарушение природоохранных норм - везде есть нарушения, - обращает внимание на этот факт защитник Виктории Матюшенко. - При этом дельфинарий Джубги, как мы предполагаем, регулярно проходил проверки, однако, ни нарушения норм электробезопасности, в том числе пожарной безопасности, ни иные нарушения, судя по всему, на протяжении всех 5 лет никто не находил.
Несмотря на это, Виктория и все неравнодушные к ее трагедии надеются добиться справедливости.
- Простой учительнице из Джубги с ребёнком на руках очень сложно противостоять в этой неравной борьбе. Ни переезд в другой город, ни наша юридическая помощь не спасают её от той ежедневной боли, которую принесла гибель мужа, которую преумножает вопиющая несправедливость и беззаконие, открывшиеся после, - констатирует Мария Григорянц. - Нам страшно от того, что в такой, казалось бы, очевидной ситуации, имея на руках заключение инспектора по труду, где указанно, что виноват работодатель, имея множество других подтверждающих документов, мы до сих пор не можем добиться окончания расследования по уголовному делу и привлечения виновных к ответственности.
Виолетта Феофилова
Уважаемые жители Кубани, если вы столкнулись с несправедливостью и хотите высказаться, обращайтесь в редакцию новостного портала "Альфа news" и приглашайте съемочную группу. Мы готовы говорить о том, о чем другие молчат.
Телефон редакции: 8 - 961- 598 - 14 - 40