Я бы хотел познакомиться с великим Никколо Паганини, - Самвел Айрапетян
Говорят, что скрипка в его руках поет и плачет, как живая. Заслужено любимый и почитаемый, темпераментный и страстный, запредельно виртуозный - Самвел Айрапетян. Он же солист камерного оркестра ТО «Премьера», композитор и скрипичный мастер.
Маэстро верен своему инструменту с тех пор, как первый раз взял его в руки. И уже почти 30 лет он водит слушателя по лабиринтам сложнейших произведений. В интервью "Альфа news” известный музыкант рассказал о том, как поет дерево, о семье и исполняемых произведениях.
- Сколько у вас скрипок?
- С 13-ти лет скрипки я изготавливаю сам. На данный момент я сделал 37 скрипок и только три из них я оставил себе, остальные разошлись по всему миру. Свой любимый инструмент я создал в 2013 году, с ним я выступал на всех последних концертах.
- Что значит «делаю сам»? Прям в ручную все вырезаете?
- Я делаю их полностью сам, сначала учился по книгам, а затем в Ереване у лучших мастеров. Когда мне первый раз подарили скрипку, я очень заинтересовался, мне стало интересно как ее сделали. Скрипка считается легендой и я решил узнать как создают легенду.
- Чьи произведения вы исполняете чаще?
- Стараюсь играть произведения многих классиков. Каждый раз открываю для себя новых и новых композиторов, современных и композиторов прошлого.
- Вы помните тот момент, когда перешли от исполнения чужого материала к сочинению собственного?
- Мои собственные сочинения рождались спонтанно. Я помню рождения первого произведения. Мы с друзьями были еще студентами, выступали в ресторане и я решил поэкспериментировать. Попросил пианиста взять аккорд до-мажор, у меня был творческий порыв, я сыграл тогда и родилось первое произведение под названием «Иллюзия». Затем на нее сделали аранжировку и до сих пор я ее играю на концертах.
- Считаете ли вы себя счастливым человеком?
- Мой дед всегда говорил, что счастье - это когда дома ждет тебя семья. У меня замечательная семья. Когда я прихожу домой, все меня обнимают, целуют. Я считаю себя счастливым человеком.
- Что дает музыка детям, занимаются ли ваши дети таким видом искусство?
- По себе скажу, детство толком не видел, но зато я полностью отдался музыке. И всегда знал кем буду. И еще заметил, дети, которые заняты, у них меньше заметны эти возрастные периоды (смеется). По себе знаю. Старшая дочь, ей 8 лет, и она играет на скрипке. Остальные дети еще маленькие, но как только подрастут, конечно будут заниматься музыкой.
- Как вы думаете человечество может когда-нибудь дозреть до массовой классической музыки?
- Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы люди больше увлекались классической музыкой. Не для кого не секрет, что классика всегда стояла у истоков, ее всегда сложно исполнять.
- Как вы считаете, популярность в наше время - это результат упорной работы или просто везение?
- Важно все. И везение, и талант, и внешность, и работать нужно упорно - это все составляющие, как мне кажется, успеха.
- Если бы у вас была возможность перемещаться во времени, где бы вы хотели выступить?
- Я бы хотел познакомиться с великим итальянским скрипачом-виртуозом Никколо Паганини. Слушал бы его, но играть не осмелился бы рядом с ним (смеется). И хотел бы научиться у Антонио Страдивари секретам мастерства, благодаря которым его скрипки обретали свой неповторимый голос. Ведь он производитель самых дорогих в мире скрипок.
Спасибо за беседу.
Ирина Борс