Название партнера
91.1096
100.3907
13.09.2024
14:26:25

Как относиться к угрозам рассказала Анна Сретенская

Нападение в Стерлитамаке заставило задуматься всех. Уже известно, что подросток готовился к преступлению заранее. Профайлер Центра психологической безопасности Анна Сретенская рассказала о том, как относиться к угрозам насилия. 

Напомним,18 апреля ученик коррекционного класса школы №1 в Стерлитамаке зашел с ножом в кабинет информатики и ранил учительницу и одну ученицу. Затем он разлил горючее вещество в классе и поджег его. После этого подросток нанес ранения сам себе.В школе сработала пожарная сигнализация. Одна из учениц получила травмы, выпрыгнув со второго этажа.

Помимо дела в отношении нападавшего, расследуют также возможную халатность со стороны сотрудников органов профилактики преступлений несовершеннолетних: они, как выяснили следователи, знали о жалобах на агрессивное поведение подростка.

 

- У всех нас есть дети, и никто, кроме нас, не позаботится об их безопасности в школе. Нам важно, чтобы родители, педагоги и сами дети умели правильно относиться к угрозам насилия. Ведь, в абсолютном большинстве случаев трагедию можно предотвратить, - считает Анна Сретенская.

17-летнего Артема Т., устроившего резню в школе №1 Стерлитамака, отправили под арест. Ученик коррекционного класса напал с ножом на одноклассников в классе информатики, потом разлил горючее и поджег. Всего пострадали четверо, включая зачинщика, они находились в реанимации. Утром в пятницу все были переведены в общие палаты. 

Мотивация нападавшего достаточно очевидная карательная. Неочевидно, почему он дополнил нападение пожаром - хотел нанести больше ущерба, или ожидал, что люди еще и сгорят. Можно оценивать это как некоторый усиливающий творческий акт, предназначенный запомниться. 

Мы не будем сейчас останавливаться на проблемах в семье парня ("Кишка у него тонка" - так отреагировал на угрозы сына отец) и буллинг со стороны одноклассников ( кличка "Пюрешка" и еще целый список издевательств в блокноте Артема тому подтверждение). Таких материалов было много, дело Хабаровского стрелка Конева, например. 

Случай полностью предсказуемый - два года подросток жаловался на травлю, демонстрировал интерес к Колумбайниане, регулярно публиковал различные заявления в соцсетях. Их читали учителя, одноклассники, родственники. 

Родители регулярно ходили в школу общаться по поводу травли. Накануне трагедии отец принёс справку, чтобы парня отпустили на больничный, так как весной у него начинается обострение. 

Руководство образовательного учреждения проигнорировало просьбу, и в день трагедии школьнику даже звонили домой, требуя придти на занятия и не прогуливать школу. 

Недавно мы публиковали методическое пособие по выявлению потенциальных нападающих (http://cpb-center.ru/materials/kolumbajniana.-meto.../). В настоящее время разработана модель оценки угроз. Настоятельно рекомендуем использовать, чтобы не промахнуться по примеру башкирских педагогов. 

Фактор 1. Личность ученика 

Как он относится к окружающим? Как воспринимает самого себя? Умеет ли справляться со стрессом? Умеет ли выражать сочувствие? Как часто проявляет гнев или фрустрирует? 

Об Артеме было известно, что отношения с одноклассниками у него не сложились. Проявления гнева, презрительного отношения к окружающим вместе с конкретными описаниями способа мести в его переписках прочитываются легко. 

Фактор 2. Семейная динамика 

Какие модели поведения, ценности и убеждения вынес ребенок из семьи? Какое место он занимает в семейной иерархии? 

Родители Артема ясно дали понять, что с его мнением не особенно считаются (уничижительный комментарий отца, запрет от матери пользоваться интернетом потому, что "голова от него портится") 

Фактор 3. Школьная динамика 

Совокупность моделей поведения, ценностей, ролей и убеждений, которые поддерживают в конкретном школьном сообществе. 

Обычная ситуация, когда педагоги неспособны адекватно и критично оценивать обстановку в своем заведении. Лень и/или некомпетентность? 

Тем не менее, факт травли Артема - огромный плюс к вероятности реализации угрозы. 

Фактор 4. Социальная динамика 

Совокупность моделей поведения, ценностей, ролей и убеждений общества, с которым коммуницируют ученики. 

Верования и мнения подростка, выбор друзей, занятий, развлечений и литературы для чтения, а также отношение к таким вещам, как наркотики, алкоголь и оружие, будут в какойто мере отражать социальную динамику общества, в котором он вращается. 

Культура колубайнианы ( "нас 230 человек, мы настоящие", как заявил Артем на допросе) как раз и подсказала такой выход накопленной агрессии, который мог стоить жизни детям и педагогам. 

Кроме того, если проанализировать заявления Артема, сделанные им в переписке, то увидим: 

1. угроза прямая, конкретная и правдоподобная 

2. угрожающий обдумывал и планировал ее реализацию 

3. угроза прямая, направлена на конкретных людей 

4. были совершены конкретные шаги для реализации угрозы 

Опыт NCAVC (Национальный центр по анализу насильственных преступлений США) говорит следующее: чем более открыта и детализирована угроза, тем серьезнее риск ее воплощения в жизнь. Угроза высокого уровня почти всегда требует немедленного вмешательства правоохранительных органов.

21.04.2018 12:00

Другие новости по теме:

Лента новостей

Сегодня в мире

Персона

Спец. проект

Голос народа

Наверх