"Цветы – это самое гениальное из творений природы", - флорист-дизайнер Эльвира Уланова
Эльвира Уланова - флорист-дизайнер, основатель «Мастерской современной флористики», преподаватель флористики «Академической Школы дизайна, имиджа и стиля», обладатель диплома Международной Школы флористов-дизайнеров «Николь», победитель и призер флористических конкурсов, трехкратная участница Международного сборника лучших флористических работ мира International Floral Art.
Безграничная страсть к цветам и безусловный талант сделали Эльвиру Уланову известным краснодарским флористом. Ее работы можно узнать издалека. Мы пообщались с дизайнером и узнали все секреты цветочной феи.
Что для Вас означают цветы?
- Я уверена, что цветы – это самое гениальное из творений Природы. Любой, даже самый маленький цветочек, идеален. Японцы говорят, что счастье – это когда у тебя в обеих руках цветы. Согласна на все 100%, это счастье. Цветы способны отвлечь от негативных мыслей, увлечь своей красотой и подарить вдохновение.
Расскажите, как начинался Ваш путь в сфере флористики?
- Думаю, началось всё, конечно, с семьи. Начиная с бабушки, все мои родные очень творческие и талантливые. В нашей семье есть музыканты, художники, скульпторы по дереву и льду, моя родная сестра – фотограф. С цветами очень дружила моя бабушка, Любовь Владимировна, она обладала каким-то волшебным даром, у нее росли абсолютно все цветы, даже те, которые больше никто не мог вырастить. Через маму, которая в Сибири развела потрясающий сад с розами, лилиями, клематисами и другими вообще не свойственными сибирскому климату, цветами, эта любовь передалась мне. Но мне всегда больше нравилось соединять цветы в букеты, чем возиться с ними в саду) И пока я не стала учиться флористике, я складывала букеты сама, без всяких правил, из всех цветов, которые оказывались у меня в руках – в лесу, на даче, дома. Собирала букеты друзьям и родственникам, абсолютно не подозревая о спирали и правилах композиции.
Где Вы обучались флористике?
- Мне очень повезло с образованием. В 2007 году я окончила Международную Школу флористов-дизайнеров «Николь», и это самое чудесное, что могло случиться с начинающим флористом. Это лучшая флористическая Школа в России, основная часть призеров и победителей Чемпионатов России и флористов, представляющих Россию на международных конкурсах – её выпускники. В Школе просто фантастический преподавательский состав из звезд российский и мировой флористики (Марина и Алексей Булатовы – основатели Школы, Питер Хесс (Швейцария), Айя Жигариня (Латвия), Грегор Лерш (Германия) и другие потрясающие Мастера флористики). Естественно, здесь дают очень серьезное образование, студенты сдают большое количество теоретических и практических экзаменов, получить диплом «Николь» очень не просто, поэтому я им очень горжусь.
Какие услуги по флористике Вы предлагаете?
- После двух лет учебы в «Николь» флористы умеют практически всё, поэтому теоретически я могу взять любой заказ. Больше всего люблю свадебные заказы (букеты, оформления ресторанов, автомобилей и т.д.), свадьбы всегда пронизаны любовью и радостью, и хоть работы на оформлениях много и это большая ответственность, это всегда очень приятно. Кроме свадеб, работаю с корпоративными заказчиками на оформлении праздников или выставок, собираю букеты и композиции для поздравлений и оформления интерьеров.
Эльвира Уланова с журналистом Ириной Борс после интервью
Помните свой первый заказ?
- Мой первый самостоятельный заказ был для очень красивого свадебного журнала «Марьяж». Я собирала венок и букет с орхидеями для фотосессии. Очень волновалась, потому что конкретного задания не было, главный редактор Катерина Бессараб просто прислала мне фото двух свадебных платьев и предложила сделать для этих образов цветочные дополнения. Обе работы я делала в монтажной технике (т.е. цветы невозможно было поставить в воду), поэтому собирала их всю ночь, боялась не успеть. Работала, конечно, бесплатно, за удовольствие творчества и общения с новыми интересными людьми. Там я познакомилась с директором журнала, известным краснодарским фотографом Романом Благовым, в реальности увидела как нелегко рождаются эти чудесные снимки в глянцевых журналах, труд скольких людей за этим стоит и как нелегка работа модели.
Где Вы берете вдохновение для создания композиций?
- Цветы – это и есть вдохновение. Я обожаю рассматривать цветы, делать макроснимки, чем дольше всматриваешься в эти невероятные сочетания цвета и форм, тем больше удивляешься идеальному вкусу Природы. Если в заказе минимум ограничений и не надо думать о каких-то рамках, можно отпустить ум и руки сами складывают букет, как правило, когда тебя ведет какая-то Высшая сила, тогда и получаются самые интересные работы. Ну и конечно, очень вдохновляют работы Мастеров и коллег, книги и альбомы. Если срочно нужна какая-то идея, то в моем арсенале два пути – во-первых, можно уехать в лес, горы, одним словом – в тишину, чтобы отключиться от бесконечного потока дел и мыслей в голове. Как правило, решение приходит само, как только успокаивается ум. Есть второй путь - когда ты выбираешь самые лучшие книги, сайты, аккаунты флористов и смотришь много-много интересных работ, напитываешься красотой как губка. Количество всегда переходит в качество, когда уровень информации станет зашкаливать и работы начнут сниться во сне, тогда мозг и выдаст что-то своё.
Как бы Вы описали свой стиль?
- Если говорить языком флористических правил - чаще всего в коммерческой флористике мы работаем в декоративном стиле. Мы не показываем в отдельности красоту каждого цветка, мы показываем красивые сочетания элементов, т.е. целью является работа, в которой гармонично сочетаются цвета, формы и фактуры.
Люблю также природный стиль, в котором мы как бы отображаем кусочек природы. Здесь можно использовать мои любимые замшелые веточки, красивые лишайники, сухие листья, одним словом, всё то, что все я (как и все понимающие флористы) везу из моего любимого леса.
Очень актуальный сейчас «садовый» стиль тоже люблю. В этом стиле в работах чувствуется легкость, воздушность, естественность, создается впечатление, что девушка вышла в сад, нарвала цветов и сама сложила букет.
Какие цветы Вы любите и дарят ли Вам цветы? Или боятся не угодить?
- Я люблю разные цветы. Это зависит от времени года, от настроения, от новинок на рынке, очень легко влюбляюсь в новые сорта, иногда ловлю себя на том, что ставлю любимчиков во все букеты подряд, приходится силой держать себя в руках.
К сожалению, у большинства людей есть убеждение, что «флористам цветы на работе надоели». Конечно, это не так и я очень люблю, когда мне их дарят. Это бывает достаточно редко, но каждый раз это очень-очень приятно. На счёт «боятся не угодить» - да, тоже актуально. Но вовсе не обязательно пытаться удивлять флористов каким-то супердизайном. Я Вас уверяю, сами себе флористы домой букетов не делают, приносят просто цветы и расставляют их по подходящим сосудам. Подарите флористу просто связку одинаковых цветов, он будет счастлив. Замечательно, если Вам попадется какой-то необычный цветок, такой подарок флорист точно оценит. Однажды мне подарили один цветок королевской протеи, я была в восторге.
Какие сочетания в букете Ваши любимые?
- Я не очень придаю значение каким-то конкретным сочетаниям цветов. Зная особенности разных растений, сочетать между собой можно всё. Мне интереснее сочетания в цвете и фактурах. Люблю играть разными оттенками одного цвета. Очень интересно звучат яркие цвета в сочетании с серым, сейчас это модно, появилось много новых сортов цветов с серым оттенком, много зелени с таким оттенком листьев (эвкалипты, ценнерария, разные суккуленты), рядом с серым любой цвет становится выразительнее. Очень интересны сочетания фактур, например, грубой брутальной коры с нежными шелковистыми лепестками. Обычно люди не догадываются об этой магии контрастов, но глядя на такие сочетания подсознательно чувствуют гармонию. А задача настоящего флориста и заключается в том, чтобы правильно подобранными элементами композиции вызвать в человеке нужные эмоции.
Расскажите о своём участии в проекте «Floral Art»?
- «International Floral Art» - это международный конкурс флористических работ, который проходит раз в два года. Все флористы мира имеют возможность отправить на конкурс по 4 своих работы, по только около 250 работ (это примерно 170 флористов, из которых россиян обычно около 25-30 человек, попадает в книгу. Отбор работ проводит международное жюри и даже просто предоставить на суд мэтров свои работы – это уже отличный опыт. Именно об этом я и думала в 2013 году, когда первый раз отправляла свои работы на конкурс. Но фортуна оказалась благосклонной ко мне, с тех пор вышло уже три книги и во всех есть мои работы. Это очень большая честь для меня и я этим очень горжусь.
А что сейчас модно?
- Мода во флористике связана со всем, что происходит в мире моды и в обществе в целом, ведь мы работаем для людей. Наша жизнь настолько скоростная и технологичная, что люди всё чаще мечтают о собственном саде, где всё прекрасно и неспешно, куда можно выйти утром и в тишине собрать себе букет из свежих цветов. И от флористики они хотят ощущения свежести, лёгкости, романтики. Отсюда актуальность «садового» стиля с воздушными, «растрепанными» букетами, большого количества разнофактурной красивой зелени, «экостиль», приближающий нас к природе.
Самым модным цветом 2019г по версии Института цвета «Panton» является цвет «Living coral» теплый и нежный оттенок коралла, цвет достаточно яркий и жизнерадостный, поэтому, думаю, что в наш романтичный сад придут лёгкость и радость.
Ну и, пожалуй, одной из основных тенденций, которую сейчас задают садовники, выращивающие цветы – это окрашеные цветы. Всё больше таких цветов появляется на выставках и поступает в продажу и, как бы мы к этому не относились, похоже, никуда от этого не деться. Скажу честно, я пока готова принять только совсем небольшую часть из подобных новинок, но, думаю, со временем найдутся решения и для таких вариантов.
Не считаете ли Вы, что, работая с цветами, Вы забираете их жизни?
- Конечно, жизнь срезанных цветов несколько короче, чем тех, что растут в саду, но в нашей сфере прогресс тоже не стоит на месте, появились замечательные средства для поддержки срезанных растений. И если оказать цветам должное внимание (а мы обязаны им его оказать, раз они оказались срезанными в наших руках), то они будут радовать нас достаточно долго. Что я имею в виду говоря о внимании? Подрезать стебель острым ножом, сразу поставить в чистую воду, добавить подкормку. В идеале - повторять эти несложные действия каждый день.
Какие самые необычные материалы или цветы Вам приходилось использовать?
- Вообще, флористов сложно удивить необычностью материалов, это со стороны они необычные, а для флористов – нормальные такие материалы. Часто это «обычные» строительные материалы – утеплители и подложки под ламинат, монтажная пена и разные трубы, электроды и тросы, провода и кабели. Как-то в оформлении конференции подразделения «Газпрома» в Анапе мы использовали канаты, рыболовные сети, огромные камни, которые с берега привозил грузовик.
Очень запомнилось, как в прошлом году я плела ковёр из сена для сауны. Купила в деревне такой небольшой стожок сена и три недели чувствовала себя Элизой из сказки Андерсена, которая плела братьям-лебедям рубашки из крапивы.
Эльвира Уланова дает интервью новостному порталу "Альфа news"
Существует ли во флористике такое понятие, как плагиат? Сталкивались ли Вы с ним?
- Я сталкивалась с такой формой плагиата, как присвоение фотографий чужих работ, этого, к сожалению, очень много. Даже я несколько раз встречала свои работы в чужих лентах Инстаграм, даже иностранных. Но я не очень переживаю из-за этого, для меня это своего рода оценка – плохие работы не стали бы «красть». А что касается идеи, даже если кто-то берет чужую идею, к ней всё равно добавляет что-то своё или еще чьи-то идеи, работа всё равно получается другой.
Какие ошибки флористов Вы чаще всего замечаете?
- Как преподаватель я сразу вижу ошибки с распределением цвета и равновесием, это часто встречается в работах флористов, не заморачивающихся с обучением, и всегда бросается в глаза. Но я не ищу целенаправленно ошибки во всех букетах, специально критично я смотрю только на работы своих учеников, они знают об этом и не ждут однозначной похвалы, когда присылают мне на оценку фото своих работ. Вначале я расскажу им о том, что мне не нравится, а потом уже про то, что хорошо.
Есть ли установленные правила, которых нужно обязательно придерживаться при составлении букета, или это творчество от «А» до «Я»?
- Конечно, правила есть, их много и именно этим мы занимаемся на нашем базовом курсе - изучаем законы композиции, теорию цвета, правила при работе в разных техниках и ещё много всего. Не задумываясь, на чистом вдохновении, может работать либо мастер, у которого все эти правила уже давно в подсознании, либо просто любитель цветов, который собирает композицию, чтобы порадовать себя и своих близких. Для профессиональной флористики соблюдение правил обязательно. И даже если вы решите делать что-то оригинальное и отступить от правил, для начала надо знать от чего отступать.
Я знаю, Вы не только создаете потрясающие композиции, но ещё и обучаете других. Расскажите, что Вы хотите передать своим ученикам?
- К окончанию нашего курса наши ученики получают все необходимые знания и умения для того, чтобы работать флористом. Но самое главное, что я хочу донести до своих учеников - это уважительное отношение к цветам. Это не «расходный материал», а живые, нежные создания, с которыми нужно соответственно обращаться – знать особенности каждого растения, правильно подрезать, вовремя поменять воду, выбрать для цветка достойную роль в композиции, сделать свою работу чисто и аккуратно. Всё время говорим о том, что в работе нет неважных элементов, внимание нужно уделять всем, даже самым мелким деталям.
О чем Вы мечтаете?
Я мечтаю всегда иметь возможность путешествовать и учиться у мастеров в их школах, встречаться с новыми замечательными людьми и быть в потоке.
Спасибо за беседу.
Ирина Борс